Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.5 |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 5 из 19
Правовое обеспечение национального библиотечного фонда. Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 № 78-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ (в редакции от 23.07.2008), определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела. Внесенные в июне 2009 года в Федеральный закон «О библиотечном деле» изменения впервые в истории российских библиотек законодательно закрепили статус особо ценной, подлежащей постоянному хранению части библиотечных фондов как Национального библиотечного фонда. В соответствии с данным законом национальный библиотечный фонд - часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников. Книжные памятники определены как рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования. Комплектуемая на основе системы обязательного экземпляра документов часть Национального библиотечного фонда формируется на основании и в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ (в редакции от 23.07.2008). В соответствии с названными федеральными законами Национальный библиотечный фонд формируется и хранится не только в Национальных библиотеках Российской Федерации, но и в иных библиотечных учреждениях федерального ведения, ведения субъектов Российской Федерации и муниципального ведения. Таким образом, законодательное закрепление особого статуса Национального библиотечного фонда и установление специального порядка его учета, хранения, формирования и использования потребует внесения изменений в существующие формы государственного статистического наблюдения в сфере библиотечного дела (см. приложение 3), а также определенные изменения в порядок осуществления мониторинга состояния сохранности библиотечных фондов. Данные изменения будет возможно осуществить после принятия предусмотренных Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок отнесения документов к книжным памятникам, порядок регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников, порядок ведения реестра книжных памятников. II. Состав и объемы материального культурного наследия Структура материального культурного наследия. В соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам материального культурного наследия народов Российской Федерации относятся: памятники истории и культуры (недвижимые) музейный фонд Российской Федерации архивный фонд Российской Федерации национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и Фонда книжных памятников. Количественные показатели, приводимые в данном докладе, в большинстве случаев взяты из данных государственного статистического наблюдения. Всего недвижимых памятников истории и культуры всех категорий охраны - около 100 тыс. объектов, из них 42 тыс. – памятники федерального значения. До начала формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия учет ведется по следующим видам объектов: памятники архитектуры и градостроительства; памятники истории; памятники археологии; памятники искусства. Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен. В территориальном разрезе наибольшее число объектов культурного наследия сосредоточено в Центрально и Северо-Западном федеральных округах (80% всех памятников федерального значения). По данным Минкультуры России, среди учтенных памятников 34% представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, 14% – с точки зрения истории, 42% – с точки зрения археологии, 1% – с точки зрения искусства и 9% – с точки зрения нескольких наук одновременно. В разрезе объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и строения – 18%, сооружения – 2%, произведения монументального искусства – 1%, объекты археологии – 55%, захоронения – 13%, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства – 10%, прочие – 1%. Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях – 20% в жилых целях – 8%; в социально-культурных целях – 23%; в общественно-политических целях – 2%; в культовых целях – 27%; в производственных целях – 1%; в иных целях – 5%; 5% таких объектов не используется вовсе.
На территории России находятся 21 объект, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 – природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область). За период с 2000 по 2009 гг. физически утрачено более 2,5 тыс. объектов. По данным государственного статистического наблюдения в Российской Федерации в 2008 году насчитывалось 1940 музеев всех ведомств, имеющих 555 филиалов. 95,5% из всех музеев составляют музеи ведения органов культуры. Из названного числа музеев 104 имеют статус музея-заповедника, 37 – музея-усадьбы, 81 относятся к этнографическим музеям. Общий состав музейного фонда составляет 81,53 млн. музейных предметов. В 1854 музеях России ведения органов культуры хранится около 70 миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них в музеях ведения Минкультуры России), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации. Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных коллекций относятся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью. Три четверти всего музейного фонда Российской Федерации сосредоточено в музеях Европейской части России. Музеи в форме самостоятельных юридических лиц имеют не менее 20 различных министерств и ведомств. В данных государственной статистики представлены музеи Министерства обороны Российской Федерации, Российской Академии наук, Российской Академии художеств, Российской академии образования, Российской академии сельскохозяйственных наук, крупнейших государственных университетов России (Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского государственного университета, Томского политехнического университета, Санкт-Петербургского Горного университета, Дальневосточного государственного технического университета), Министерства транспорта Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ряда других. Количественный и качественный состав музейных предметов, находящихся в пользовании учреждений и организаций, не являющихся музеями, достоверно не определен. В государственных и муниципальных архивах Российской Федерации хранится 233 млн. дел, в том числе в федеральных архивах – 42 млн. дел. Это наиболее ценная и информативная часть Архивного фонда России. Их них примерно 4,3% - это материалы, имеющие ограничительный или запретительный режим доступа (в целом по России такие ограничения имеют 2% дел). Структурная схема организации Архивного фонда Российской Федерации определяется существующей сетью федеральных, государственных и муниципальных архивов, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых в установленном порядке отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации. Наиболее ценная часть Архивного фонда Российской Федерации объемом около 42,0 млн. единиц хранения сконцентрирована в 14 федеральных архивах. Свыше 129 млн. единиц хранения Архивного фонда Российской Федерации хранится в 201 государственном архиве субъектов Российской Федерации и более 43,0 млн. единиц хранения - в 2,5 тыс. муниципальных архивах. Около 2,3 млн. единиц хранения сосредоточено в Архиве Российской Академии Наук, ее научных и научно-отраслевых архивах и свыше 7 млн. единиц хранения - в музеях и библиотеках. Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивных учреждениях системы Росархива, увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения за счет приема из ведомств документов, отнесенных в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации.
|